Федеральное бюджетное учреждение

 

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ И АРХИВНОГО ДЕЛА

13 ноября 2025 года состоялась ХXXI Международная научно–практическая конференция «Документация в информационном обществе», организованная Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) при участии Федерального архивного агентства (Росархив) и Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).

Конференции, которые уже более 30 лет проводятся ВНИИДАД под общим названием «Документация в информационном обществе», традиционно объединяют специалистов в сфере документационного обеспечения управления, информационных технологий и архивного дела. В этом году в работе конференции приняли участие более 200  представителей архивов, служб документационного обеспечения управления, преподавателей вузов из России, Беларуси, Казахстана, Узбекистана.

Основными темами, предложенными к обсуждению на конференции, были «цифровая бюрократия и цифровой бюрократизм: актуальные проблемы современности» и «достоверность электронных документов: теория, технологии и практика».

Доклады первой части конференции в основном были посвящены теоретическим проблемам современного документоведения, а также были продемонстрированы примеры изменения и развития документирования в цифровой среде. Модератором секции выступил директор ВНИИДАД канд. ист. наук П.А. Кюнг совместно с зам. директора ВНИИДАД, канд. ист. наук Е.А. Романовой.

П.А. Кюнг открыл конференцию с приветствия участникам, отметив, что в условиях цифровой трансформации процессов взаимодействия общества и государства, заявленные в рамках конференции темы для обсуждения приобретают особую значимость. 

В своем докладе П.А. Кюнг рассмотрел процессы цифровой трансформации бюрократии как положительный фактор формализации процессов управления и бюрократизм как источник барьеров во взаимодействии граждан и государства. Он обратил внимание на то, что цифровая трансформация системы управления — это не просто технический проект, а глубокая социальная реформа, поэтому задача сегодняшнего дня не остановить цифровизацию, а проводить ее взвешенно, не забывая о ее основных, а не цифровых задачах.

Директор Белорусского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела (БелНИИДАД), канд. ист. наук, доцент А.Е. Рыбаков раскрыл особенности современного документообразования на примере учреждений Беларуси, отметив проблемы повышения объемов документооборота, соотношения понятий «документ» и «данные», экспертизы ценности документов, создаваемых и включаемых в автоматизированные системы.

Теоретические проблемы современного документоведения в условиях трансформации способов и процессов документирования были обозначены в выступлении зав. кафедрой автоматизированных систем документационного обеспечения управления факультета архивоведения и документоведения Историко-архивного института РГГУ, д-ра ист. наук, проф. М.В. Ларина.

Предложения по оптимизации информационного обеспечения процессов экспертизы ценности документов были выдвинуты в докладе и. о. зав. отделом документоведения ВНИИДАД А.Г. Бороздиной. В продолжение темы директор Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП), д-р экон. наук И.Е. Ильина представила информационную систему «Реестр документов, образующихся в процессе деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, с указанием сроков хранения», обозначив принципы ее разработки и модернизации.

Д-р ист. наук, зам. генерального директора ООО «ДИМИ–ЦЕНТР», Ю.Ю. Юмашева высказала сомнения о целесообразности применения понятия «достоверности» к архивным документам и предложила сосредоточиться на обеспечении «надежности» в тех программно-аппаратных комплексах, в которых документы создаются, хранятся и используются.

О результатах анализа судебных решений, в которых в качестве документальных доказательств и источников информации привлекались различные материалы, представленные в электронном виде, и выявленных проблемах рассказала ведущий эксперт-аналитик Компании ЭОС, канд. ист. наук Н.А. Храмцовская.

Специфика электронных подписей как неотъемлемого элемента электронного документа была раскрыта в выступлении пресс-секретаря директора Агентства «Узархив» при Министерстве юстиции Республики Узбекистан А.О. Алиева. Докладчик рассмотрел нормативные основы применения электронных подписей и подчеркнул важность обеспечения подтверждения их подлинности на международном уровне.

Острый вопрос фальсификации электронных документов, примеры подделок и описание процесса их выявления были представлены в докладе науч. сотр. отдела документоведения БелНИИДАД В.А. Барбарчука.

Проф. кафедры «Международный бизнес» ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ)), д-р воен. наук Н.Н. Балахонцев описал процесс унификации в контексте обеспечения информационного взаимодействия перевозочных документов, используемых для оформления грузовых перевозок на всех видах транспорта.

Задачи, передаваемые искусственному интеллекту при работе с обращениями граждан, и примеры их реализации были рассмотрены науч. сотр. отдела документоведения ВНИИДАД И.И. Беловым.

Проблематика, затронутая во второй части конференции, касалась различных прикладных проблем организации цифровой среды. Модераторами на секции выступили советник ВНИИДАД, канд. ист. наук О.В. Наумов и науч. сотр. отдела документоведения И.И. Белов.

Анализ корректности применения терминов «запись» и «фиксация» в нормативных правовых актах, затрагивающих вопросы документирования, был представлен в докладе доцента кафедры исторических наук и архивоведения и кафедры «Международный бизнес» Института гуманитарных и прикладных наук, ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет им. Мориса Тореза», канд. ист. наук Е.В. Карпычевой.

В выступлении руководителя направления разработки систем архивного хранения ГК «ЭОС» А.А. Меницкой были проанализированы аспекты, обеспечивающие доверие к документам в электронной среде, подчеркнута необходимость включения документоведов и специалистов архивов в процессы разработки информационных систем.

Зарубежный опыт организации информационных систем, предназначенных для государственных архивов, был представлен в выступлениях Начальника отдела развития информационных технологий и архивных услуг агентства «Узархив» А.М.-А. Зиятдинова и старшего эксперта Службы цифровых технологий и инноваций Архива Президента Республики Казахстан С.М. Кабзолдиной. А.М.-А. Зиятдинов широко осветил вопросы интеграции информационной системы E-arxiv, предназначенной для архивов всех уровней, с системами электронного документооборота, информационными системами других органов государственной власти, предназначенными для исполнения государственных услуг. С.М. Кабзолдина рассказала о нормативном регулировании и программно-технических средствах, используемых для подтверждения достоверности электронных документов, используемых в информационной инфраструктуре Казахстана в настоящий момент, и обозначила проблемы, которые необходимо решать в перспективе.

Практика внедрения систем электронного документооборота и архива была освещена в докладах руководителя департамента инновационных технологий ООО «Находка-АИС», руководителя проекта автоматизации архивных учреждений и архивного делопроизводства в органах и организациях Российской Федерации «Находка-СФЕРА» Ю.А. Скопина, ведущего аналитика ООО «Компания Экстрим про» Д.А. Третьяковой, менеджера по развитию бизнеса ООО «Эльбрус консалтинг» Б.А. Самарцева.

Б.А. Самарцев осветил историю длительной разработки единой системы электронного документооборота для организаций, входящих в Госкорпорацию по ОрВД, и обозначил проблемные зоны этого процесса. Ю.А. Скопин раскрыл потенциал использования искусственного интеллекта в процессах комплектования, хранения, учета и использования документов. Д.А. Третьякова поделилась практическим решением по учету архивных документов, сформированных по номенклатуре дел в «гибридные» дела.

Проблемами, с которыми сталкиваются государственные архивы Российской Федерации в условиях развития информационных технологий, поделились начальник отдела научно-исследовательской и методической работы Государственного архива Республики Крым новейшей истории и по личному составу Р.Н. Богданов и начальник отдела учета и обеспечения сохранности документов ГКУ «Архив города Севастополя» К.И. Велигодская. Р.Н. Богданов затронул вопросы подтверждения достоверности при отборе на дальнейшее хранение аудиовизуальных электронных архивных документов, создаваемых с использованием смартфонов, получаемых в мессенджерах, социальных сетях; отметил риски, связанные с возможностью фальсификации документов при помощи нейросетей. К.И. Велигодская указала на важность обеспечения сохранности электронного фонда пользования в неизменном виде, необходимость постоянного контроля и обновления технических средств, используемых для его создания и хранения.

Применение новых технологий в образовательных процессах было рассмотрено в докладах старшего преподавателя кафедры истории и документоведения Института технологий управления ФГБОУ ВО "МИРЭА – Российский технологический университет» (РТУ МИРЭА) Л.И. Гореловой и аспиранта ВНИИДАД Н.Ю. Гладкой.

Подводя итог, О.В. Наумов отметил, что конференция показала общность проблем, возникающих при внедрении информационных технологий как в делопроизводстве, так и в архивах. В частности, нормативные акты и методические разработки по управлению документами носят прогностический характер и не всегда возможно предугадать дальнейшее развитие информационных технологий. Помимо этого, следование в работе с электронными документами за практикой работы с документами на бумаге не всегда является необходимым и преемственность должна сочетаться с поиском новых решений, наиболее эффективных в условиях цифровизации.

Ссылки на видеозапись конференции:

1 секция: https://rutube.ru/video/cc025365427493032f3c0bb37d8ff386/

2 секция: https://rutube.ru/video/b1442f06c465ec1b4aaf7929ff1c74f1/

Интернет-ресурсы ВНИИДАД работают в ограниченном режиме. Ведутся работы по восстановлению.